22 сентября - Всемирный день борьбы с хроническим миелоидным лейкозом
Во многих странах мира сентябрь признан месяцем повышения осведомленности о раке крови. Масштабы бедствия впечатляют: каждые 35 секунд кому-то в мире диагностируют лейкемию1. Компания Pfizer ежегодно поддерживает инициативы по привлечению внимания к заболеванию, его раннему выявлению и лечению пациентов с лейкозом. Онкология является одним из приоритетных направлений деятельности компании, и Pfizer прилагает максимум усилий, чтобы российские пациенты получили инновационное эффективное лечение.
22 сентября отмечается Всемирный день борьбы с хроническим миелоидным лейкозом (ХМЛ) – выбор этой даты связан с тем, что числа 22 и 9 (порядковый номер месяца) соответствуют хромосомам, мутирующим при заболевании. Это происходит вследствие генетической аномалии – хромосомной транслокации, когда участки определенных хромосом меняются местами, и в соответствующих клетках образуется онкобелок, нарушающий работу нормальных клеток костного мозга и превращающая их в лейкозные.
Согласно данным американского Национального института онкологии, в большинстве случаев лейкоз встречается у людей старше 55 лет, а также он считается наиболее распространенным видом рака у детей младше 15 лет2. По частоте встречаемости ХМЛ занимает третье место среди злокачественных заболеваний крови и составляет 15-20% от всех лейкозов3. В 2015 году он был зарегистрирован у 297 000 человек по всему миру4.
Сегодня врачи предупреждают, что заболевание на ранней стадии диагностировать очень сложно, поскольку в большинстве случаев на хронической стадии оно протекает бессимптомно – пациенты жалуются лишь на слабость и повышенную утомляемость. На следующей стадии, акселеративной, уже ощущаются первые проявления болезни, но они также могут быть противоречивы: плохое самочувствие, резкая слабость, повышенная потливость и боли в суставах и костях5. Часто ХМЛ обнаруживают случайно, при сдаче очередного клинического анализа крови: он демонстрирует увеличение числа лейкоцитов и изменения в составе формулы крови.
На долю ХМЛ приходится порядка 15% всех гемобластозов (лейкемий). В развитых странах заболеваемость ХМЛ составляет порядка 1-1,5 на 100 000 населения в год6. Стандартизованная (нормированная) заболеваемость, по данным популяционного исследования, проведенного в 6 регионах Российской Федерации, составляет 0,7–0,8 случая на 100 000 взрослого населения. Заболевание может быть выявлено в любом возрасте. Медиана возраста у взрослых составляет 50 лет (диапазон 18–82 года), пик заболеваемости приходится на 50–59 лет. Однако доля молодых больных в возрасте до 40 лет значительна и составляет до 33%7. В 2015 г. во Всероссийском регистре ХМЛ насчитывалось 5655 пациентов, из них 93,1% в хронической фазе (ХФ) и только 6,4% в фазе акселерации (ФА) и 0,4 % бластного криза (БК)8.
С 2009 года разработка препаратов для терапии рака крови и повышение качества жизни пациентов с этим заболеванием являются одними из приоритетных направлений деятельности компании Pfizer. Ведутся масштабные исследования, разрабатываются и производятся инновационные лекарственные препараты, которые уже скоро станут доступны для российских пациентов.
«В последнее время в онкогематологии появились эффективные инновационные препараты, однако доступность их крайне низкая, – подчёркивает Лилия Матвеева, президент Всероссийского общества онкогематологии «Содействие». Зачастую мы сталкиваемся с большой проблемой: инновационный препарат может быть назначен своевременно, а получить его бывает очень сложно. Так, при ХМЛ вовремя оказанная инновационная терапия кардинально меняет прогноз заболевания, помогая пациентам перейти в категорию практически хронических больных, продлив жизнь до среднего возраста здоровых людей. Своевременная и эффективная лекарственная терапия – основное условие успешного лечения в онкогематологии, у данной категории пациентов просто нет времени ждать».
1 World Blood Cancer Day: About blood cancer. https://www.worldbloodcancerday.org/en/about/#blood-cancer
2 National Cancer Institute. Overview. https://www.cancer.gov/types/leukemia
3 А. Гришунина. Хронический, но не фатальный https://medvestnik.ru/content/interviews/Hronicheskii-no-ne-fatalnyi.html
4 Vos T, Allen C, Arora M. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 310 diseases and injuries, 1990–2015: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2015. Lancet. 2016 Oct 8; 388(10053): 1545–1602
5 Хронический миелолейкоз. Онкология https://medportal.ru/enc/oncology/types/hronicheskij-mijelolejkoz/
6 NCCN clinical practice guidelines in oncology: chronic myelogenous leukemia. Version 2.2018 – October 19,2017 National Comprehensive Cancer Network, 2015. Available from: www.nccn.org/professionals/physician_gls/pdf/cml.pdf
7 Куликов С.М., Виноградова О.Ю., Челышева Е.Ю. и др. Заболеваемость хроническим миелолейкозом в 6 регионах России по данным популяционного исследования 2009–2012 гг. Терапевтический архив 2014;7:27–32
8 Туркина А.Г., Голенков А.К., Напсо Л.И. и др. Российский регистр по лечению хронического миелоидного лейкоза в рутинной клинической практике: итоги многолетней работы. Эффективная фармакотерапия. 2015 г., № 10., С. 8-13
- Pfizer анонсирует одобрение FDA заявки на регистрацию палбоциклиба
- Pfizer выиграл первый иск в отношении препарата Zoloft в США
- Представлены результаты новых исследований Яквинуса
- Европейский опыт лечения эректильной дисфункции
- Эволюция супермикробов: как мировая медицина теряет возможности для лечения инфекций