Таблетка от рака. В каких ситуациях можно подобрать препарат для лечения
Владислав Милейко
руководитель Центра молекулярной онкологии «ОнкоАтлас»,
молекулярный биолог
С момента появления на рынке одного из первых таргетных препаратов для лечения рака прошло более двадцати лет. С тех пор рекомендованы к назначению и уже используются в медицинской практике для лечения онкологических пациентов более 100 видов лекарств. Они точно бьют по слабым местам злокачественных опухолей и могут дать отпор распространению раковых клеток в организме.
Появлению таргетных препаратов предшествовали научные поиски молекулярных биологов. Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о связи нарушений в клетках с развитием рака, стал профессор Вюрцбургского университета Теодор Бовери. Такое смелое предположение указывало на генетическую природу онкологических заболеваний. Картину дополнили открытия, сделанные в 1976 году вирусологами из США Майклом Бишопом и Гарольдом Вармусом. Благодаря им появилось понимание, что нарушения работы онкогенов, которые могут быть вызваны воздействием канцерогенов, приводят к развитию опухолевых клеток. Это открыло новые возможности для лечения рака за счет точечного воздействия на гены.
Известно, что в процессе деления клеток в гене может случиться поломка или мутация. В некоторых случаях они абсолютно безвредны, ведь изменения в наших клетках происходят на протяжении всей жизни. Но бывает и так, что мутация, полученная по наследству от родителей, или возникшая из-за воздействия неблагоприятных факторов запускает процесс бесконтрольного деления клеток и к образованию злокачественных опухолей. Несмотря на их способность защищаться от иммунитета, у каждой из них есть слабые места – мишени, по которым можно нанести удар тем или иным препаратом, чтобы обезвредить опухоль.
Для того, чтобы подобрать пациенту эффективный таргетный препарат, проводятся молекулярно-генетические исследования (МГИ). За рубежом они уже входят в стандарт оказания медицинской помощи онкологическим пациентам, а в России только появляются первые компании, которые предлагают услуги по проведению таких анализов. А значит, российские пациенты могут рассчитывать на благоприятные сценарии борьбы с болезнью. В частности, такие исследования проводит наш центр. Человек передает образцы своей опухоли и необходимую медицинскую документацию, а мы, используя самые современные методы (в том числе секвенирование NGS), исследуем ее и составляем подробный молекулярный профиль, то есть полный список молекулярных нарушений, часть из которых может быть использована в качестве мишеней для таргетной терапии.
В некоторых случаях исследование особенностей опухоли помогает спасти жизнь пациенту, когда кажется, что надежды на спасение больше нет. В Центр молекулярной онкологии «ОнкоАтлас» однажды обратилась пациентка 83 лет с раком поджелудочной железы. Она прошла ни одну линию терапии, поэтому оставалась единственная надежда на МГИ. В ее гене мы обнаружили мутацию, в отношении которой оказался эффективен таргетный препарат. Пациентка принимает его уже 13 месяцев и находится в стабильной ремиссии благодаря тому, что лекарство точечно направлено на специфическую генетическую поломку – мутацию в гене MET. Такое лечение не является стандартным. Его назначили только благодаря расширенному молекулярному тестированию, которое и выявило редкую мутацию.
Таргетная терапия при некоторых видах рака может работать лучше, чем другие методы лечения. При раке легкого и раке поджелудочной железы можно сразу прибегнуть к МГИ. Это сэкономит время, силы и даст нужный эффект для подбора того самого препарата, который нужен для лечения. В остальных случаях решение о проведении молекулярных исследований нужно принимать индивидуально, исходя из особенностей болезни. Прежде, чем обратить внимание на такие анализы, пациент как правило проходит несколько линий стандартной терапии. Кроме того, не всегда есть шанс обнаружить значимые мутации в генах для назначения лекарств, поэтому мы можем посоветовать следующий алгоритм действий:
- Если стандартная терапия показала свою неэффективность – необходимо поговорить со своим врачом о перспективах лечения и возможностях подбора таргетных препаратов не по инструкции, то есть off-label. Эти лекарства не входят в стандарты лечения заболевания, но практика, а также данные статистики показывают их эффективность.
- Если врач-онколог одобрит МГИ, необходимо найти компанию, которая специализируется на молекулярно-генетических исследованиях.
- Важно внимательно изучить предложения отечественных компаний:
- сколько генов анализируется в исследовании (если больше 50 – это можно считать расширенным тестированием, но гнаться за числами не стоит);
- используется ли наиболее прорывной метод секвенирования генов – (NGS);
- используются ли для исследований зарегистрированные медицинские тест-системы, от которых зависит точность результатов на обнаружение мутаций в генах;
- включена ли в предложение бесплатная консультация врача-онколога или врача-генетика, который подскажет дальнейшие шаги по лечению рака.
- Трамадол (Ультрам/ Ultram и Ультрасет/ Ultracet)повышает риск возникновения серотонинового синдрома
- Отмена государственной регистрации препарата Нурофен® плюс Н
- Novartis открывает доступ к информации о клинических испытаниях новых препаратов
- Видаль "Ветеринарные препараты в России" 2017 – скачать справочник
- Компания «Такеда Россия» объявляет о выводе на российский рынок инновационного препарата для лечения множественной миеломы