Низкие тарифы на покрытие медпомощи по ОМС лишают онкобольных современного лечения
Пациентское сообщество выступило с инициативой пересмотреть действующие тарифы на покрытие медицинской помощи для онкобольных по системе ОМС. Открытое письмо Председателю Правительства РФ направили Всероссийский союз пациентов, МОД «Движение против рака» и Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!». Основным проблемным полем являются правовые разногласия между действующими методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет ОМС, проектом справочника схем и групп лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях и вступающими в силу в 2022 году клиническими рекомендациями Минздрава России. Последние два года уже складывается ощутимая разница между размером тарифов и реальными затратами на госпитализацию с применением современной высокоэффективной противоопухолевой лекарственной терапии. А новый проект на будущий год предусматривает дополнительное снижение тарифов еще на 10-20% для целого ряда терапевтических схем, что может негативно сказаться на результативности лечения онкологических больных. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Доступ к лекарственной терапии онкологических пациентов в рамках ОМС», который прошел в Москве в медиа-центре «Российской газеты».
Предварительный анализ нового проекта справочника схем и групп лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях для включения в «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС на 2022 г.» показал, что значительная доля схем препаратов, включая наиболее высокоэффективные комбинированные, станут дефицитными в 2022 году. Сейчас в отношении препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), существует правовая коллизия – текущие методические рекомендации предусматривают лишь ограниченный тариф на их возмещение в системе ОМС, а в проект на 2022 год препараты, не имеющие статус ЖНВЛП, и вовсе не включены.
Таким образом, как в круглосуточном, так и в дневном стационаре более 50% схем с применением современных иммуноонкологических препаратов не будут покрываться тарифом клинико-статистических групп (КСГ) в 2022 году с финансовым разрывом до 50% от его размера. А это значит, что у многих пациентов не будет доступа к эффективным схемам лечения, которые показали высокую результативность и безопасность в клинических исследованиях и получили высокую оценку и признание у российских врачей-онкологов при применении в реальной клинической практике с тяжелыми стадиями таких злокачественных заболеваний, как рак легкого, рак почки, колоректальный рак, рак печени и меланома.
Зачастую врачи вынуждены руководствоваться не потребностями пациентов при выборе терапии, а финансовыми показателями и существующими тарифами, которые ставят их перед выбором – работать результативно для пациента, но в убыток для медицинского учреждения, либо учитывать выгоду организации и закрывать глаза на возможные потери в качестве лечения. «Тарификация в системе ОМС устанавливается чиновниками таким образом, что тарифы имеют различную маржинальность, то есть имеют разную добавленную стоимость (то, что превышает затраты медорганизации на оказание медицинской помощи). В итоге, одни схемы, применяемые для лечения онкозаболевания дают максимальную прибыль медорганизации, другие – просто приносят прибыль, а третьи – приводят к убыткам, так как тарифы не окупают их затраты. Соответственно, выбор лечения для пациента будет происходить не по клиническим показаниям, как это должно быть, а по «экономическим» – наиболее выгодным для медицинских организаций. Это хорошо видно по экспертизам качества оказания медицинской помощи онкопациентам», – подтверждает д.м.н., доцент, руководитель рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков Алексей Васильевич Березников.
Значительный финансовый разрыв между тарифом и стоимостью лекарственной терапии не позволяет медицинским организациям эффективно осуществлять планирование при закупках лекарственных препаратов и не способствует правильному выбору лекарственной терапии в рамках утвержденных клинических рекомендаций, что впоследствии может привести к снижению доступности наиболее современного противоопухолевого лечения для пациентов. Кроме того, в рамках нового проекта справочника наблюдается снижение тарифов на 10-20% для некоторых инновационных схем по сравнению с текущим годом. При этом зарегистрированные предельные отпускные цены и рыночные цены на входящие в них лекарственные препараты не снизились и остались на прежнем уровне.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что одним из возможных вариантов решения данной проблемы может быть выделение дорогостоящих схем лечения в отдельные клинико-статистические группы (КСГ) с формированием отдельного тарифа, а также установление ограничения в 5-10% для предельной разницы между размером тарифа и реальной стоимостью лекарственной терапии.
«Охрана здоровья граждан – первостепенная задача государства. Отсюда следует, что государство и органы здравоохранения, в частности, гарантируют каждому нуждающемуся предоставление доступной и эффективной терапии. Ситуация, при которой пациент не может получить необходимое лечение из-за того, что тариф на оплату медицинской помощи по ОМС не покрывает его стоимость, является прямым нарушением его прав и идет вразрез гуманистическим принципам, поскольку исходит исключительно из экономических соображений», – подытожил член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России, председатель Координационного Совета МОД «Движение против рака» Николай Петрович Дронов.
С целью формирования прозрачного и справедливого подхода к расчету стоимости тарифов на оплату оказываемой специализированной медицинской помощи по профилю «Онкология» является целесообразным внесение методики расчета расходов на приобретение противоопухолевой терапии в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС (публикуется ежегодно в рамках совместного письма от Минздрава России и Федерального фонда ОМС). При этом подход к расчету затрат на лекарственные препараты необходимо максимально приблизить к реальной клинической ситуации. Например, при расчете затрат на инфузионную лекарственную терапию более корректным подходом будет являться учет целого числа флаконов лекарственных препаратов, необходимого для проведения инфузии. Действующая же методология расчета учитывает стоимость за единицу действующего вещества и зачастую неприменима для современных биотехнологических лекарственных препаратов, не подлежащих длительному хранению после вскрытия упаковки (например, длительность хранения иммуноонкологических препаратов составляет не более суток).
Усовершенствование механизмов финансирования противоопухолевой терапии в рамках программы ОМС, в частности, касательно методологии расчета тарифов, имеет большое значение для повышения качества оказания медицинской помощи по профилю «Онкология» и достижения целей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», в частности, увеличение продолжительности жизни пациентов, сокращение смертности и заболеваемости злокачественными новообразованиями до 185 случаев на 100 тыс. населения. Проект создан в рамках национального проекта «Здравоохранение» и охватывает все этапы оказания онкологической помощи.
В части лекарственного обеспечения во главе угла государственной политики должно стоять удовлетворение реальных потребностей населения в эффективных, качественных и доступных препаратах, а для участников системы здравоохранения – обеспечение доступа к необходимым терапевтическим схемам. Все эти выводы легли в основу резолюции, подготовленной в ходе мероприятия экспертами медицинского и страхового сообществ, а также представителями трех общероссийских общественных организаций, ранее направивших официальное письмо Председателю Правительства РФ М. В. Мишустину с просьбой пересмотреть подходы к финансированию медицинской помощи в рамках ОМС: Ю.А. Жулевым – сопредседателем «Всероссийского союза пациентов»; Н.П. Дроновым – председателем Координационного Совета МОД «Движение против рака», членом Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России; И.В. Борововой – президентом Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!».
В настоящее время максимальная потребность в терапии лекарственными средствами, не включенными в ЖНВЛП, но предусмотренными клиническими рекомендациями, составляет более 45 000 пациентов, страдающих от злокачественных новообразований.1
По данным за 2020 год, на диспансерном учете в России стояло 3 973 295 человек со злокачественными новообразованиями. Из них в 2020 году умерли 302 609 человек. Основной объем контингента онкологических больных формируется из пациентов со злокачественными новообразованиями молочной железы (18,5%), тела матки (7,0%), предстательной железы (6,8%), ободочной кишки (6,0%).2
Источники:
1 https://rg.ru/2021/10/26/na-kruglom-stole-v-rg-obsudili-problemy-dostupnosti-preparatov-dlia-onkopacientov.html
2 Ежегодный аналитический отчет «Состояние онкологической помощи» под ред. А.Д.Каприна, В.В. Старинского, А.О.Шахзадовой
- В Беларуси продолжается рост заболеваемости гриппом и острыми респираторными инфекциями
- Новая британская вакцина против гриппа дает иммунитет на всю жизнь
- Витамин С - универсальное средство против катаракты
- Препарат Rasitrio одобрен в Европе
- Описания новых лекарственных препаратов на сайте: дайджест