СДВГ у детей: выводы, которые требуют внимания взрослых
У мальчиков СДВГ диагностируется почти в 2 раза чаще, чем у девочек // Иточник: Freepik
Неусидчивость, рассеянность, невнимание к деталям, проблемы с концентрацией…Как часто вы можете заметить эти признаки в поведении собственного ребенка? Чрезмерная активность – свойство многих детей, однако родителям важно отслеживать, не начала ли она влиять на успеваемость и социализацию ребенка. Рассмотрим со специалистами, как отличить детскую непоседливость от Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и как быть, даже если у вашего ребенка диагностировали этот синдром.
Сегодня, по данным глобальных исследований, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) страдают около 5% детского населения[1]. Только в США, по данным общенационального опроса родителей за 2022 год, примерно 7 миллионов (11,4%) детей в возрасте от 3 до 17 лет получили диагноз СДВГ. Более того, растет эта цифра в геометрической прогрессии – по сравнению с 2016 годом число таких детей увеличилось на 1 млн[2]. При этом у мальчиков СДВГ диагностируется почти в два раза чаще, чем у девочек, – 15% против 8%. Правда, многие эксперты связывают такие оценки с прогрессом в диагностике заболевания – врачи научились лучше распознавать симптомы.
Несмотря на значительное количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развития СДВГ остаются недостаточно раскрытыми. По мнению российских и зарубежных исследователей, необходимо учитывать воздействие ряда факторов, влияющих друг на друга, а среди ведущих причин ученые называют генетику и негативные внешние факторы[3].
Устранить стигматизацию
Поскольку патология принимает угрожающие масштабы, Всемирная федерация СДВГ выпустила Международное консенсусное заявление. Эксперты обобщили данные, накопленные за последние 20 лет, и определили 208 доказательных выводов о расстройстве[4]. Среди ключевых – СДВГ – это неврологическое расстройство, а не проблема воспитания или поведения. Проблему нужно признавать и подбирать лечение, чтобы не страдал сам ребенок и его окружение.
Работа экспертов и новые протоколы ведения таких пациентов направлены на то, чтобы исправить ошибочные представления о расстройстве, которые стигматизировали множество детей, нуждающихся в помощи и безопасном лечении.
…и предупредить проблемы в жизни
Если пациентам с СДВГ не проводить коррекцию синдрома в детстве, в будущем они подвержены повышенному риску ожирения, астмы, аллергии, сахарного диабета, гипертонии, проблем со сном, псориаза, эпилепсии иммунных расстройств и нарушений обмена веществ и пр. Очевидно, страдает и их социализация и качество жизни, что может вести к трудностям в общении, поведенческим нарушениям и другим неприятностям.
Как заподозрить СДВГ
СДВГ нередко бывает спровоцирован началом социальной адаптации ребенка, к примеру, посещением детского сада или школы. Первыми отклонения в поведении ребенка замечают родители и близкие родственники, педагоги школы или садика. Такие проявления могут отмечаться с 3-4-летнего возраста, причем обычно это признаки гиперактивности и импульсивности. С этим родители ребенка впервые обращаются к специалистам. В школьные годы становятся очевидными нарушения внимания – по сравнению со сверстниками дети с СДВГ зачастую учатся слабее. А пристальное внимание из-за проблем с поведением и успеваемостью может лишь спровоцировать прогрессирование симптоматики.
Одна из ключевых сложностей в случае с СДВГ – правильная диагностика. Не существует единого теста или процедуры – электроэнцефалограмма, МРТ или лабораторные исследования здесь неинформативны. Для постановки достоверного диагноза СДВГ требуется заключение врача, имеющего опыт оценки состояния детей и подростков с СДВГ и без него, а также помощь стандартизированных шкал оценки состояния со стороны окружения – родителей, учителей и сверстников[5]. Для этого используются специальные тесты и опросники. Наиболее распространены критерии оценки DSM-5 – «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» 5-го издания, разработанного Американской ассоциацией психиатров. Для постановки диагноза СДВГ детям и подросткам до 16 лет должно быть установлено шесть или более симптомов невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. Вот только некоторые из них:
- Ребенок часто не уделяет должного внимания деталям или допускает ошибки из-за невнимательности в школьных заданиях и пр.
- Часто не выполняет инструкции и не завершает школьные задания, домашние дела или обязанности на месте (теряет концентрацию, отвлекается).
- Часто кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую.
- Часто ерзает, постукивает руками или ногами.
Еще одно важное уточнение – эти критерии могут говорить о наличии СДВГ только в том случае, если присутствуют в течение, как минимум, 6 месяцев и не соответствуют уровню развития ребенка[6].
Когда следует обратиться к врачу?
Если вы обеспокоены тем, что ребенок может страдать СДВГ, первый шаг – проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, соответствуют ли симптомы диагнозу СДВГ. Диагноз может поставить только специалист по психическому здоровью, например невролог, психиатр или педиатр.
Однако в последние годы эксперты все чаще озвучивают тревожные опасения – наряду с возможной гипердиагностикой СДВГ они предупреждают о его избыточном, не всегда безопасном лечении у детей. В свое время Food and Drug Administration (FDA) даже вынесло несколько серьезных предупреждений фармкомпаниям. Тогда агентство утверждало, что производители лекарств неоднократно преуменьшали важные риски, завышали эффективность или делали необоснованные заявления о выпускаемых ими препаратах для лечения СДВГ[7].
Единого гайдлайна по лечению СДВГ нет, однако чаще всего схема коррекции поведения включает в себя различные поведенческие тренинги, психотерапию и лекарственную терапию. В США для лечения СДВГ главным образом используются стимуляторы центральной нервной системы. По сути, такие препараты растормаживают префронтальную кору, улучшая концентрацию внимания, когнитивные функции и прочее[8]. Правда, мало кто упоминает, что стимуляторы могут повышать риск нежелательных эффектов, таких как проблемы со сном и снижение аппетита[9]. В России такие стимуляторы считаются психотропными и их оборот запрещен, а пациентам с СДВГ чаще всего назначают ноотропы, блокаторы обратного захвата норадреналина, седативные, которые также обладают побочными эффектами.
Кроме того, такие препараты не всегда эффективны, а во многих случаях требуют отмены из-за плохой переносимости. Около 30% детей с диагнозом СДВГ не поддаются традиционному фармацевтическому лечению. Следовательно, есть потребность в усилении традиционной медикаментозной терапии [10].
«В качестве экологичной терапии СДВГ у детей, после консультации с лечащим врачом, можно использовать комбинацию натуральных лекарственных препаратов – Магнезиа фосфорика С9 и Арника Монтана С9. Первый – спазмолитик и природный ноотроп, помогающий регулировать деятельность нервной системы[11], второй – сосудистый адаптоген с антиоксидантным воздействием. Кроме того, эти препараты не вызывают привыкания, нежелательных кросс-лекарственных взаимодействий и могут применяться в любом возрасте», – говорит Светлана Попова, к.м.н, врач-психиатр, психотерапевт.
Важны все аспекты
Поскольку СДВГ – это синдром, в генезе которого немаловажную роль играет внешняя среда, одну из ключевых ролей в комплексной терапии играет контроль эмоционального фона, ежедневного режима и питания ребенка. Постарайтесь скорректировать рацион – это позволит снизить выраженность проявлений СДВГ. Добавьте омега-3 ПНЖК, фолаты, карнитин и эссенциальные макро- и микроэлементов (магний, цинк, железо). Если ребенок не может получать их с пищей, можно рассмотреть вариант добавления их в форме биологически активных добавок[12].
Обеспечьте ребенку стабильную, спокойную обстановку. У него должны сформироваться рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, ребенок должен ложиться спать в одно и то же время. Попробуйте разработать вместе с ребенком ежедневные ритуалы, которые позволят держать фокус внимания. А для избавления от лишней двигательной активности постарайтесь найти для него вид спорта, который будет ему интересен.
И не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься монотонной работой – учитывайте его пожелания и позволяйте активные действия. Для детей с СДВГ это не каприз, а возможность для выхода лишней энергии.
Источники:
[1] https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-sgiperaktivnostyu-u-detey
[2] https://www.cdc.gov/adhd/data/index.html#cdcreference_2
[3]https://www.adhdfederation.org/_Resources/Persistent/ec3ebd678db80039ab6c4c9415f3285096c75b8c/ADHD%20International%20Consensus%20Statement%20Russian%20version.pdf
[4] https://www.adhd-federation.org/_Resources/Persistent/ec3ebd678db80039ab6c4c9415f3285096c75b8c/ADHD%20International%20Consensus%20Statement%20Russian%20version.pdf
[5] https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/38523599/
[6] https://www.cdc.gov/adhd/diagnosis/index.html#cdc_testing_when_to_tested-dsm-5-criteria-for-adhd
[7] https://archive.ph/20120908113301/http:/www.pharmalot.com/2008/09/fda-warns-five-drugmakers-over-adhd-ads/#selection-331.0-331.201
[8] https://www.nature.com/articles/1301164
[9] https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10042435/
[10]Brulé D, Landau-Halpern B, Nastase V, Zemans M, Mitsakakis N, Boon H. A Randomized Three-Arm Double-Blind Placebo-Controlled Study of Homeopathic Treatment of Children and Youth with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. J Integr Complement Med. 2024 Mar;30(3):279-287. doi: 10.1089/jicm.2023.0043. Epub 2023 Sep 6. PMID: 37672605; PMCID: PMC10960167.
[11] Филинова Ю.В. Влияние препарата магнезия фосфорика на митохондриальный обмен. Психосоматические и интегративные исследования 2016; 2: 0213.
[12] https://www.pedpharma.ru/jour/article/view/921
- Неврология в клинических примерах. 2-е Штульмановские чтения
- В канун Всемирного дня борьбы с инсультом Фонд ОРБИ провел сheck-up в крупном федеральном СМИ
- «Берингер Ингельхайм» и компания Click Therapeutics начинают разработку и коммерциализацию нового рецептурного цифрового терапевтического средства для лечения шизофрении
- Приглашаем на онлайн-вебинар по неврологии в рамках проекта МОСКОВСКИЙ ВРАЧ «Междисциплинарная неврология»
- Потребление цельнозерновых круп связывают с сохранением когнитивных способностей