Учебная тревога. Как помочь российским школьникам – мировым лидерам стресса
Начало учебного года всегда сопровождается стрессом. Этот неприятный спутник возникает в ответ на повышенную нагрузку, смену режима и переживания перед новыми вызовами. Способности и знания современных детей и подростков сегодня во многом опережают их эмоциональный контроль и способность организовать себя и добиться желаемого. Как помочь школьникам и студентам безболезненно пережить этот «переходный» период и спокойно влиться в учебный процесс.
Большая перемена
Высокий темп жизни, перегруженное информационное поле, зачастую недетские физические, умственные и эмоциональные нагрузки не всегда позволяют ребенку продемонстрировать 100%-ный результат в учебе. Также не способствует высоким достижениям отсутствие должной поддержки со стороны взрослых, которые сами живут в стрессе. Неоправданные родительские ожидания, стресс, бесконечная череда репетиторов и дополнительных занятий заставляют многих школьников чувствовать себя уставшими и несчастными. Учебные перегрузки – одна из важнейших причин эмоционального неблагополучия детей и подростков, а разнообразные соревнования на скорость письма, чтения и решения задач, по мнению специалистов, и вовсе разрушительны для детской психики.
По данным глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, российские школьники на сегодня – мировые лидеры по уровню стресса – его испытывают около 79% наших учеников.
На втором месте оказались ученики из Китая – 64%, на третьем – немецкие школьники с показателем в 61%.1 При этом в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предметов эти риски выше, чем в обычных школах.
Уже при поступлении в первый класс 20% школьников имеют пограничные нарушения психического здоровья. А к концу первого класса эта цифра достигает 70%, и едва восстановленная за дни летних каникул детская психика снова подвергается удару в сентябре.
Казалось бы, выходом мог бы стать уже привычный переход на удаленное обучение. Однако, как показал совместный опрос Американской образовательной организации Challenge Success и телеканала NBC, проведенный среди 10 тысяч учащихся в школах США, уровень стресса на «удаленке» у большинства юных респондентов только вырос.
У 84% детей на дистанционном обучении проявились симптомы нервного истощения, проблемы со сном и постоянные головные боли.2 Практическим специалистам все чаще приходится наблюдать и курировать школьников с такими «взрослыми» жалобами, как плохой сон, слезливое настроение и даже ожидание неудачи.
Как распознать стресс
Чрезмерное вмешательство родителей в психологические проблемы школьников зачастую лишь усугубляют ситуацию. Не зная, как помочь собственному ребенку, они могут «подлить масла в огонь», еще больше фиксируя его на негативных переживаниях и неудачах.
Частыми являются жалобы взрослых на то, что их дети не воспринимают и не следуют их советам, в результате между двумя поколениями возникает стена непонимания.
Понять, что дети и подростки испытывают стресс не всегда просто. Они стараются маскировать свои истинные эмоции, но их довольно точно «выдают» определенные признаки. Специалисты Американской психологической ассоциации (APA) сформулировали их для помощи родителям и педагогам.3
- Враждебное отношение к родителям. Резкий отказ от дружбы, переход в открытую агрессию.
- Неожиданные изменения в поведении. Школьник вдруг становится плаксивым или слишком тревожным, не отпускает родителей или, напротив, специально пытается избегать их.
- Трансляция негативных установок. Ребенок постоянно говорит о том, что он глупый, у него ничего не получается, он ничего не может сделать сам.
- Плохое самочувствие на фоне физического здоровья. Постоянные жалобы на боль в животе или сильную головную боль, повышенную температуру, которые особенно усиливаются в начале учебного года или перед экзаменами.
Снимаем стресс
В последнее время специалисты все чаще заявляют о тревожной практике – детском «допинге» – для борьбы со стрессом школьники и студенты начинают самостоятельно принимать безрецептурные успокоительные лекарства и ноотропы, которые можно легко купить в аптеке. Самостоятельно принимать решение о приеме седативных препаратов ребенку нельзя.
Состояние детей может быть схожим только на первый взгляд – усталость, раздражительность, угнетение, потеря внимания, но биологические и психологические механизмы, провоцирующие появление этой симптоматики, бывают совершенно разными. Дети и подростки также игнорируют тот факт, что одно и то же лекарство может принести успокоение и нормализовать сон у одного пациента и, напротив, вызвать возбуждение и усилить тревогу и эмоциональное напряжение у другого. Седативные препараты должны назначаться только специалистом, с учетом клинической картины. Очень важна и дозировка – когда и в каком количестве принимать препарат. Для этого посетите со своим ребенком врача, который проведет все необходимые обследования и поможет установить диагноз.
Однако даже до установки окончательного диагноза, в качестве действенного помощника в борьбе со стрессом в период высоких учебных нагрузок, можно рассмотреть гомеопатические препараты на растительной основе. В состав входят экстракты трав (борец, календула, чистотел, красавка, калина, лакричник) в специально подобранных дозах для обеспечения терапевтического эффекта без риска развития нежелательных реакций. Гомеопатические средства помогут снять чувство тревожности и беспокойства, позволив детям и подросткам сохранить активность днем, во время учебного процесса, и эффективно восстанавливая продолжительность и качество их ночного сна. Препараты можно применять детям с 3-х лет.
Но главное – взрослым необходимо понимать, что и от их поддержки и эмоционального состояния во многом зависит успех ребенка не только в учебе, но и в отношениях со сверстниками.
Если вы замечаете, что ребенок переутомлен, а учебные нагрузки превышают допустимые для его возраста пределы, если он недостаточно отдыхает и не успевает восстанавливать силы, позаботьтесь о его режиме.
Не стоит лишний раз давить на школьника в своем желании добиться от него высоких результатов и отличной успеваемости. Иногда открытый разговор и выходные, проведенные в теплой компании, могут дать ребенку намного больше, чем учебники и новые знания.
Источники:
- Ситуация по заболеваемости гриппом А/H1N1 на 22.07.09: ВОЗ готовит проект о временном карантине в школах
- Ожирение у детей может быть вызвано генетическими нарушениями
- В Москве открылось первое отделение по комплексному лечению ожирения
- В России зарегистрировано локальное производство препарата долутегравир для лечения ВИЧ-инфекции
- РФПИ обратился к Минздраву с просьбой разрешить применение препарата от коронавируса "Авифавир" амбулаторно